roni | Дата: Пятница, 23.11.2012, 10:01 | Сообщение # 1 |
GTAIV FUN
Группа: Администраторы
Сообщений: 183
Статус: Offline
| 1. Задачи и цели дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Цель дисциплины – изучение опасностей в процессе жизнедеятельности человека и способов защиты от них в любых средах (производственной, бытовой, природной) и условиях (нормальной, экстремальной) среды обитания. Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение здоровья и работоспособности человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях. Основная задача дисциплины – вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для: - создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека; - идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения; - реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий с оценкой их технико-экономической эффективности; - социально-экономической оценки ущерба здоровью человека и среды обитания в результате техногенного воздействия; - обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях; - прогнозирования развития и оценки последствий ЧС; - принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.
2. 2. Основные понятия и определения в области безопасности (опасность, безопасность, риск, объекты, источник опасности). Опасность - состояние объекта, при котором существует риск нанесения ему вреда. Основные объекты: личность, общество, государство. Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних или внешних угроз или опасностей. Безопасность (в науке) – состояние объекта, при котором риск нанесения ему вреда находится на приемлемом уровне. Риск- количественная мера опасности, 2 части: 1. Вероятность возникновения источника опасности; 2. величина ущерба от факторов источника опасности. Источник опасности – явление любой природы, способное привести к реализации опасности. Виды безопасности: 1. По сфере жизнедеят-ти: экономическая, военная, политическая. 2. по объектам без-ти: личная, общественная, государственная. 3. По основному поражающему источнику опасности: химическая, пожарная, радиационная, механическая.
3. Принципы обеспечения безопасности, чем достигается, жизненно важные интересы основных объектов безопасности. Принципы обеспечения безопасности 1. Принципы законности 2. Взаимная ответственность личности, общества и государства; 3. Соблюдение баланса интересов личности, общества и государства; 4. Интеграция с международными системами безопасности. В реализации политики безопасности принимают участие: • Президент – руководит силами и средствами обеспечения безопасности; • Федеральное собрание – формирует законы; • Исполнительная власть – формирует статьи бюджета на безопасность, координирует работу органов исполнительной власти. Жизненно важные интересы личности: • Реализация конституционных прав и свобод • Права на личную безопасность • Право на жизнь • Качество жизни Жизненно важные интересы общества: • Духовные и материальные ценности • Упрочнение демократии • Построение социального и правового государства • Достижение согласия Жизненно важные интересы государства: • Поддержание законности и правопорядка • Территориальная целостность • Суверенитет
4. Основные нормативно-правовые документы в области безопасности. 1. Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 года) Глава 2. Права и свободы человека и гражданина. 2. Федеральные конституционные законы 1) «О чрезвычайных положениях» от 30.05.2001 №3 2) «О военном положении» от 30.01.2002 №1 3. Федеральные законы 1) « О безопасности» (закон РФ от 5.03.1992 №2446-1) 2) «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» принят 11.11.1994г. (№68-ФЗ от 21.12.1994) 3) «О гражданской обороне» принят 26.12.1997г. (№28-ФЗ от 12.02.1998). 4) «О радиационной безопасности населения» принят 05.12.95г. (№3-ФЗ от 09.01.1996) 5) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» принят 20.06.1997г. (№116-ФЗ от 21.07.1997) 6) «О пожарной безопасности» принят 18.11.1994г. (№69-ФЗ от 21.12.1994) 7) «Об охране окружающей среды» принят 20.12.2001г. (№7-ФЗ от 10.02.2002) 8) «О техническом регулировании» принят 15.12.2002г. (№65-ФЗ от 01.05.2007) 9) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» принят 30.03.1999г. (№52-ФЗ) 10) «Кодекс РФ об административных нарушениях» принят 20.12.2001г. (ст.20.6,20 7) 11) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (№123-ФЗ от 22.07.2008) 4. Указы Президента РФ: 1) от 12.05.2009г. №537 Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года 5. Постановления Правительства РФ: 1) №794 от 30.12.2003 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» 2) №307 от 21.05.2007 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 3) №750 от 13.10.2006 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий»
5. Система безопасности России, основные функции, силы и средства обеспечения безопасности. Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается. Основными функциями системы безопасности являются: выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации; создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности; управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях; осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации; участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией. Силы и средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в Российской Федерации в соответствии с решениями Верховного Совета Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности. Силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные войска, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства. (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 №116-ФЗ) Службы Министерства безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, иных органов исполнительной власти, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством. Руководители органов обеспечения безопасности в соответствии с законодательством несут ответственность за нарушение установленного порядка их деятельности.
6. Совет Безопасности России, назначение и его состав. Совет безопасности (СБ) является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам стратегии развития РФ, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности. Правовую основу деятельности СБ составляют Конституция РФ, федеральные законы, законы, международные договоры, указы и распоряжения Президента, а также Положение. Основные задачи СБ: • обеспечение условий для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, организации взаимодействия органов государственной власти, определению основных направлений внутренней и внешней политики государства; • определение жизненно важных интересов личности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов; • разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности РФ; • подготовка предложений Президенту РФ для принятия главой государства решений по вопросам внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения национальной безопасности; • подготовка решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства; • подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и решений по организации ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; • подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или об отмене чрезвычайного положения; • подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности; • подготовка предложений Президенту РФ по реформированию существующих либо созданию новых органов обеспечения национальной безопасности;
решение иных задач в сфере обеспечения национальной безопасности. Основные функции СБ: • рассмотрение вопросов внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности; • подготовка проектов решений Президента Российской Федерации по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности; • рассмотрение законопроектов по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности; • подготовка проектов указов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности, контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих обеспечение национальной безопасности; • организация и координация разработки стратегии в области внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации, оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства; • подготовка предложений по определению основных критериев обеспечения национальной безопасности и мониторинг показателей состояния национальной безопасности; • подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности; • рассмотрение вопросов, касающихся создания, контроля, поддержания в готовности сил и средств обеспечения национальной безопасности; • анализ информации о функционировании системы обеспечения национальной безопасности, выработка рекомендаций по ее совершенствованию; • рассмотрение вопросов в области оборонно-промышленной безопасности и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами; • принятие решений об образовании, реорганизации и упразднении межведомственных комиссий Совета Безопасности и научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации (далее - научный совет при Совете Безопасности); • организация работ по подготовке федеральных программ обеспечения национальной безопасности и осуществлению контроля за их реализацией; организация научных исследований по проблемам стратегии развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности. Состав СБ: СБ формирует и возглавляет Президент РФ. В состав Совета Безопасности входят: Председатель СБ РФ, которым по должности является Президент РФ; Секретарь СБ РФ; постоянные члены СБ и члены СБ, включаемые в состав СБ и исключаемые из него Президентом РФ по представлению Секретаря СБ. Секретарь СБ входит в число постоянных членов СБ. Работой Совета Безопасности руководит Председатель СБ.
7. Основные функции органов государственной и местной властей в обеспечении безопасности. Обеспечение безопасности личности, общества и государства осуществляется на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей в данной сфере. Органы исполнительной власти: обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности; организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности; осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции; в соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.
Судебные органы: обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией РСФСР и законами
Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации; осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства; обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.
8. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, основные положения. Указом президента от 12.05.2009 г № 537 принята стратегия национальной безопасности РФ. Национ. Безопасность-состояние защищенности личности. Стратегия национальной безопасности – официально признаная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внешней и внутренней политики, определяющей национальную безопасность. Стратегические приоритеты: основные-1)национальная оборона; 2)государственная и общественная безопасность; просто приоритеты-1) увеличение качества жизни граждан; 2) экономический рост; 3) наука, технология, образование; 4) здравоохранение; 5)культура;6) экология живых систем; 7)стратегическая стабильность РФ. Национальные интересы: 1) построение гражданского общества; 2) обеспечение государственной безопасности по жизненоважным интересам.
9. Основные показатели состояния национальной безопасности. • Уровень безработицы; • Децильный коэффициент (отношение 10% наиболее к 10% наименее обеспеченного населения); • Уровень увеличения потребительских цен (инфляция); • Уровень государственного внутреннего и внешнего долга; • Уровень обеспечения ресурсами образования, науки культуры, здравоохранения; • Уровень ежегодного обновления вооружения; • Уровень обеспечения военными, инженерными и техническими кадрами.
11. Национальные интересы России и стратегические национальные приоритеты. Нац. интересы на долгосрочные перспективы: 1) построение гражданского общества 2) обеспечение гос. безопасности 3) превращение России в мировую державу
Стратегические приоритеты: Основные: 1) нац. оборона 2)государсв. и общественная безопасность Дополнительные: 3)повышение качества жизни граждан 4)зкономический рост 5)наука, технология, оборона 6)здравоохранение 7)культура 8)экология живых систем 9)стратегическая стабильность
12. Обеспечение национальной безопасности в области основных национальных приоритетов. Национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. Национальные интересы Российской Федерации - совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства. Угроза национальной безопасности - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому
развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства. Стратегические национальные приоритеты - важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности. Система обеспечения национальной безопасности - силы и средства обеспечения национальной безопасности. Силы обеспечения национальной безопасности - Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации. Средства обеспечения национальной безопасности - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению. В Стратегии определены национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты. Национальные интересы нашего государства на долгосрочную перспективу заключаются: - в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики; - в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации; - в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации -принципиально новый документ. В нем впервые четко отражены стратегические национальные приоритеты и обозначены основные критерии оценки состояния национальной безопасности. Стратегические национальные приоритеты - это внутренние и внешние суверенные потребности государства в обеспечении национальной безопасности. Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность. Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития: - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения; - экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал; - наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства; - экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны; - стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства. Основными критериями оценки состояния национальной безопасности Российской Федерации являются: - уровень безработицы (доля от экономически активного населения); - уровень роста потребительских цен; уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта; - уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта; - уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники; - уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами;
- децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения).
13. Обеспечение национальной безопасности в области стратегических национальных приоритетов «повышение качества жизни российских граждан». Повышение качества жизни российских граждан 45. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, стабилизация его численности в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе - коренное улучшение демографической ситуации. 46. Повышение качества жизни российских граждан гарантируется путем обеспечения личной безопасности, а также доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, достойной оплаты активной трудовой деятельности. 47. Источниками угроз национальной безопасности могут стать такие факторы, как кризисы мировой и региональных финансово-банковских систем, усиление конкуренции в борьбе за дефицитные сырьевые, энергетические, водные и продовольственные ресурсы, отставание в развитии передовых технологических укладов, повышающие стратегические риски зависимости от изменения внешних факторов. 48. Обеспечению национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан будут способствовать снижение уровня организованной преступности, коррупции и наркомании, противодействие преступным формированиям в легализации собственной экономической основы, достижение социально-политической стабильности и положительной динамики развития Российской Федерации, устойчивость финансово-банковской системы, расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы, доступность современного образования и здравоохранения, высокая социальная мобильность и поддержка социально значимой трудовой занятости, повышение квалификации и качества трудовых ресурсов, рациональная организация миграционных потоков. 49. Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в среднесрочной перспективе определяется продовольственная безопасность и гарантированное снабжение населения высококачественными и доступными лекарственными препаратами. 50. Продовольственная безопасность обеспечивается за счет развития биотехнологий и импортозамещения по основным продуктам питания, а также путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий, захвата национального зернового рынка иностранными компаниями, бесконтрольного распространения пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги. 51. В целях развития фармацевтической отрасли формируются условия для преодоления ее сырьевой зависимости от зарубежных поставщиков. 52. Для противодействия угрозам национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества: совершенствуют национальную систему защиты прав человека путем развития судебной системы и законодательства; содействуют росту благосостояния, сокращению бедности и различий в уровне доходов населения в интересах обеспечения постоянного доступа всех категорий граждан к необходимому для здорового образа жизни количеству пищевых продуктов; создают условия для ведения здорового образа жизни, стимулирования рождаемости и снижения смертности населения; улучшают и развивают транспортную инфраструктуру, повышают защиту населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; совершенствуют систему защиты от безработицы, создают условия для вовлечения в трудовую деятельность людей с ограниченными физическими возможностями, проводят рациональную региональную миграционную политику, развивают пенсионную систему, внедряют нормы социальной поддержки отдельных категорий граждан; обеспечивают сохранение культурного и духовного наследия, доступность информационных технологий, а также информации по различным вопросам социально-политической, экономической и духовной жизни общества; совершенствуют государственно-частное партнерство в целях укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения, культуры, образования, развития жилищного строительства и повышения качества жилищно-коммунального обслуживания.
14. Обеспечение национальной безопасности в области стратегических национальных приоритетов «наука, технологии и образование». Наука, технологии и образование 66. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования являются: развитие государственных научных и научно-технологических организаций, способных обеспечить конкурентные преимущества национальной экономики и потребности национальной обороны за счет эффективной координации научных исследований и развития национальной инновационной системы; повышение социальной мобильности, уровня общего и профессионального образования населения, профессиональных качеств кадров высшей квалификации за счет доступности конкурентоспособного образования. 67. Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования оказывают отставание в переходе в последующий технологический уклад, зависимость от импортных поставок научного оборудования, приборов и электронной компонентной базы, стратегических материалов, несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособных отечественных технологий, необоснованные односторонние санкции в отношении научных и образовательных организаций России, недостаточное развитие нормативной правовой базы и слабая мотивация в сфере инновационной и промышленной политики, низкие уровень социальной защищенности инженерно-технического, профессорско-преподавательского и педагогического состава и качество общего среднего образования, профессионального начального, среднего и высшего образования. 68. Одним из главных направлений Российская Федерация на среднесрочную перспективу определяет технологическую безопасность. С этой целью совершенствуется государственная инновационная и промышленная политика, определяются в качестве безусловного приоритета инновационного развития национальной экономики фундаментальная и прикладная наука, образование, совершенствуется федеральная контрактная система и система государственного заказа на подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров, развивается государственно-частное партнерство в сфере науки и технологий, создаются условия для интеграции науки, образования и промышленности, проводятся системные исследования в интересах решения стратегических задач национальной обороны, государственной и общественной безопасности, а также устойчивого развития страны. 69. Для противодействия угрозам в сфере науки, технологий и образования силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества осуществляют гражданское воспитание новых поколений в традициях престижа труда ученого и педагога, обеспечивают эффективность государственно-правового регулирования в области интеграции науки, образования и высокотехнологичной промышленности. 70. Решение задач национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается путем: формирования системы целевых фундаментальных и прикладных исследований и ее государственной поддержки в интересах организационно-научного обеспечения достижения стратегических национальных приоритетов; создания сети федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, обеспечивающих в рамках кооперационных связей подготовку специалистов для работы в сфере науки и образования, разработки конкурентоспособных технологий и образцов наукоемкой продукции, организации наукоемкого производства; реализации программ создания учебных заведений, ориентированных на подготовку кадров для нужд регионального развития, органов и сил обеспечения национальной безопасности; обеспечения участия российских научных и научно-образовательных организаций в глобальных технологических и исследовательских проектах с учетом конъюнктуры рынка интеллектуальной собственности.
15. Обеспечение национальной безопасности в области стратегических национальных приоритетов «экология живых систем и рациональное природоиспользование». Экология живых систем и рациональное природопользование. 85. Стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются: сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты; ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата. 86. На состояние национальной безопасности в экологической сфере негативное воздействие оказывают истощение мировых запасов минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов, а также наличие в Российской Федерации экологически неблагополучных регионов. 87. Состояние национальной безопасности в сфере экологии усугубляется сохранением значительного количества опасных производств, деятельность которых ведет к нарушению экологического баланса, включая нарушение санитарно-эпидемиологических и (или) санитарно-гигиенических стандартов потребляемой населением страны питьевой воды, вне нормативного правового регулирования и надзора остаются радиоактивные отходы неядерного топливного цикла. Нарастает стратегический риск исчерпания запасов важнейших минерально-сырьевых ресурсов страны, падает добыча многих стратегически важных полезных ископаемых. 88. Для противодействия угрозам в сфере экологической безопасности и рационального природопользования силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества создают условия для внедрения экологически безопасных производств, поиска перспективных источников энергии, формирования и реализации государственной программы по созданию стратегических запасов минерально-сырьевых ресурсов, достаточных для обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации и гарантированного удовлетворения потребностей населения и экономики в водных и биологических ресурсах.
16. Обеспечение национальной безопасности в области стратегических национальных приоритетов «культура». 1.Стратегич. цели обеспечения нац-ной без-ти в сфере культуры: расширение доступа широких слоев населения к лучшим образцам отечественной и зарубежной культуры и искусства путем создания современных территориально распределенных информационных фондов; создание условий для стимулирования населения к творческой самореализации путем совершенствования системы культурно-просветительской работы, организации досуга и массового внешкольного художественного образования; содействие развитию культурного потенциала регионов Российской Федерации и поддержка региональных инициатив в сфере культуры. 2. Главные угрозы национальной безопасности в сфере культуры: засилие продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев, а также противоправные посягательства на объекты культуры. 3. Негативное воздействие на состояние национальной безопасности в сфере культуры усиливают попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории, пропаганда образа жизни, в основе которого - вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость. 4. Для противодействия угрозам в сфере культуры силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества обеспечивают эффективность государственно-правового регулирования поддержки и развития разнообразия национальных культур, толерантности и самоуважения, а также развития межнациональных и межрегиональных культурных связей. 5. Укреплению национальной безопасности в сфере культуры будут способствовать сохранение и развитие самобытных культур многонационального народа Российской Федерации, духовных ценностей граждан, улучшение материально-технической базы учреждений культуры и досуга, совершенствование системы подготовки кадров и их социального обеспечения, развитие производства и проката произведений отечественной кинематографии, развитие культурно-познавательного туризма, формирование государственного заказа на создание кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов, а также использование культурного потенциала России в интересах многостороннего международного сотрудничества. 5. Решение задач обеспечения национальной безопасности в сфере культуры в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается за счет признания первостепенной роли культуры для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства многонационального народа Российской Федерации и международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой, создания системы духовного и патриотического воспитания граждан России, развития общей гуманитарной и информационно-телекоммуникационной среды на пространстве государств - участников Содружества Независимых Государств и в сопредельных регионах.
|
|
| |