roni | Дата: Пятница, 30.11.2012, 12:57 | Сообщение # 1 |
GTAIV FUN
Группа: Администраторы
Сообщений: 183
Статус: Offline
| I. СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПОЛИЦЕЙСКИХ ОРГАНОВ РОССИИ В ХVIII ВЕКЕ
1.1. Первая половина XVIII века
Понятие “полиция” происходит от греческого “politeia” (“polis” – город), обозначающем городское государственное устройство и управление. Заимствованное римлянами, оно утверждается в последствии в юридическом лексиконе европейских государств. Уже из немецкого Петр I переносит этот термин в русский язык[1]. “Полицией” в то время считалась любая деятельность государственных органов по вопросам светского управления: издание законов, обеспечение безопасности, забота о повышении благосостояния народа, надзор за противопожарной безопасностью, отправлением религиозных культов и пр. Первоначально полиция возникла в Петербурге. В 1715 году здесь учреждается полицмейстерская канцелярия, а три года спустя вводится должность генерал-полицмейстера, соответствующая пятому классу “Табели о рангах”. В 1722 году полицмейстерская канцелярия учреждается и в Москве. Первым генерал-полицмейстером стал личный денщик императора Антон Мануилович Девиер. Штат Санкт-Петербургской полиции состоял из 10 офицеров, 20 унтер-офицеров и 160 солдат. Жалование полицейские чины получали наравне с военнослужащими. В помощь полиции определялись караульщики, в обязанность которым вменялось ходить ночью по улицам с трещотками и ловить воров. Кроме ночных караульщиков полиция назначала на каждой улице старосту и десятских. Кроме сотрудников полиции в XVIII веке к охране общественного порядка, в частности, поимке разбойников, воров и вообще всех “лихих” людей, привлекались и воинские команды. В 1730 году для улучшения организации борьбы с преступностью, восстанавливается Сыскной приказ[2], сыщик которого Иван Осипов (по кличке Ванька Каин) получил наиболее широкую известность. В первую же ночь работы Иван Осипов задержал 32 вора. До 1733 года регулярная полиция существовала только в обеих столицах, а затем появляется еще в 23 городах Империи, где полицмейстером, в зависимости от значимости города, назначался капитан или поручик, руководивший унтер-офицером, капралом, десятком рядовых и двумя канцелярскими служителями[3]. При Петре I в качестве специального органа политической полиции выступает Преображенский приказ. Возник он в 1686 году в подмосковном селе Преображенском для управления Преображенским и Семеновским полками. С 1695 года приказ ведает охраной порядка в Москве и (с 1697 года, после стрелецкого бунта) расследованием особо важных судебных дел. Руководил приказом князь-кесарь Федор Юрьевич Ромодановский. По свидетельству современников, Ромодановский был страшным человеком, перед которым трепетало все и вся. Приказ состоял из двух дьяков и 5-8 подъячих. Для производства арестов, обысков и других действий использовались солдаты и офицеры Преображенского и Семеновского полков. Наряду с Преображенским приказом в России существовали майорские канцелярии (просуществовали до 1723 года), которые возникали вследствие дачи Петром I особых личных поручений приближенным особам, чаще всего гвардейским офицерам в майорском чине. В 1718 году создается новая структура, занимающаяся политическим сыском – Тайная канцелярия. История этого учреждения связана с расследованием дела о бегстве наследника за границу. Размещалась канцелярия в Петропавловской крепости, руководил ей П.А. Толстой, добившийся высокого доверия императора возвращением царевича Алексея из-за границы на Родину. Таким образом, в России существовало несколько учреждений, специализирующихся на политическом сыске. Сфера их деятельности разграничивалась территориально: Тайная канцелярия вела дела о политических преступлениях, совершавшихся в Петербурге и окрестностях, Преображенский приказ – дела, поступающие из других регионов России. После ликвидации Тайной канцелярии (1726 г.) и Преображенского приказа (1729 г.) политический сыск в стране осуществляли Верховный тайный совет и Сенат.[4] Однако вскоре этот порядок изменился. Императрица Анна Иоановна, племянница Петра I, в 1731 году для расследования политических дел учреждает особую канцелярию[5]. В дальнейшем она стала называться Канцелярией тайных розыскных дел. Ее начальником становится бывший министр петровской тайной полиции генерал Андрей Иванович Ушаков. Начинал он свою службу в Преображенском полку. Затем вел рекрутские дела. Руководителем политического сыска Ушаков был с 1731 года и до самой смерти (1747 г.). К тому времени служба давно миновала период становления и была способна на проведение сложных операций, в том числе и с использованием агентуры, набиравшейся в том числе из преступников, приговоренных к достаточно строгим мерам наказания. Канцелярия тайных розыскных дел просуществовала до 1762 года и была упразднена Петром III. Очень не любивший свою тетку Елизавету Петровну, он ломал все созданное предшественницей. Все дела и материалы канцелярии передавались Сенату. Но в действительности орган политического сыска не был ликвидирован. Просто вместо канцелярии при Сенате была учреждена Тайная экспедиция. Главным розыскником при Петре III был генерал-адъютант барон Карл Унгер-Штернберг, а его помощником – петербургский генерал-полицмейстер Николай Андреевич Корф.[6] Законодательство России упоминает несколько видов доказательств. Первым по степени важности считалось собственное признание при условии его полноты, безоговорочности, доказательственности, сделанное только перед судом. Только в этом случае оно могло быть положено в основу приговора. Другими видами доказательств являлись показания свидетелей, а также официальные документы, частная переписка и присяга. Итак, к середине XVIII века, несмотря на меры, предпринимаемые властью, во многих регионах страны специализированные полицейские органы отсутствуют (сельская полиция еще не существует вообще). Практика привлечения к полицейской службе офицеров и солдат городских гарнизонов продолжается. Ситуация, сложившаяся в правоохранительных органах, уже не соответствовала требованиям времени.
1.2 Вторая половина XVIII века
Толчком к проведению преобразований полицейских учреждений стала крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. После подавления восстания царское правительство осознало необходимость создания на местах прочной системы государственных органов, способных эффективно разрешать возникающие конфликты и проблемы. В 1775 году в России проводится реформа местных органов управления: страна делится на губернии и уезды, применительно к которым и строится сеть полицейских учреждений[7]. Основным нормативным документом, определявшим организацию, функции и компетенцию полиции, стало “Учреждение для управления губерний”[8]. Согласно этому нормативному акту в каждом уезде создается сельская полиция в лице нижнего земского суда. Уездная полиция состояла из начальника – земского исправника или капитан-исправника – и 2-3 заседателей. Начальник сельской полиции выбирался местным дворянством и утверждался губернатором. В непосредственном подчинении нижнего земского суда находились сотские и десятские – полицейские служители, избираемые из крестьян. За плохое исполнение своих обязанностей руководство полицией могло подвергнуть их штрафу. Обязанности нижнего земского суда были многочисленными и разнообразными: следить за порядком и “благочинием” в уезде, исполнять решения вышестоящих властей, проводить предварительное следствие по уголовным делам. Кроме того, капитан-исправник нес ответственность за состояние дорог и мостов, противопожарную безопасность, ведение борьбы с эпидемиями и эпизоотиями, выполнял решения судебных органов, и дворянской опеки. Некоторые изменения претерпела и городская полиция. В городе полицейское управление поручалось городничему, который назначался Сенатом по представлению губернского совета. Подчинялся городничий губернскому правлению возглавлявшимся губернатором. В городах, в которых дислоцировался военный гарнизон, полицейские обязанности исполняли военнослужащие во главе с комендантом. Реформа 1775 года основное внимание уделила созданию административно-полицейского аппарата в уезде, и практически никак не коснулась городской полиции. Именно для решения этой проблемы в 1782 году издается “Устав благочиния или полицейский”[9], по которому в городах создавался новый полицейский орган – Управа благочиния. Во главе Управы в уездных городах стоял городничий, в губернских – полицмейстер. Начальнику полиции подчинялись два пристава: один – по уголовным, другой – по гражданским делам; и два ратмана (помощника), которые избирались на три года от горожан. Подчинялась Управа благочиния непосредственно губернскому правлению. По Уставу благочиния город делился на административно-полицейские части (200-700 дворов) по главе с частным приставом. В его распоряжении находились два полицейских сержанта или полицейская команда. В свою очередь части подразделялись на кварталы (50-100 дворов) во главе с квартальным надзирателем, руководившим всеми сторожами квартала, а также избираемыми на три года из местных жителей квартальными поручиками.[10] На Управу благочиния возлагались и административно-хозяйственные функции: надзор за исправностью городских сооружений, чистотой улиц, контроль соблюдения паспортного режима, наблюдение за деятельностью общественных организаций. Дальнейшее развитие полиции было связано с кратким периодом царствования Павла I, к окончанию которого полиция российских городов стала строиться по образцу гатчинской полиции, а Управы благочиния ликвидируются. При Павле I компетенция полиции расширяется посредством возложения на нее функций контроля за исправным несением службы чиновниками, исполнения ими предписаний властей. Для усиления эффективности работы полиции на губернаторов, комендантов, полицмейстеров возлагалась материальная ответственность за нераскрытые хищения и кражи государственного имущества. В конце XVIII века петербургской и московской полицией руководил обер-полицмейстер. Территория города делилась на части, во главе которых стояли частные инспектора, и на кварталы – с унтер-частным инспектором и двумя квартальными комиссарами. Возглавлявший полицейскую часть частный пристав в случае совершения преступления на обслуживаемой им территории обязан был по собственной инициативе выяснять все обстоятельства дела. Функции политической полиции осуществляла Тайная экспедиция. Всеми ее делами ведал Степан Иванович Шешковский. По свидетельству современников, при проведении следствия он никому не делал послаблений: ни знатным дамам, ни простолюдинам. Любимыми орудиями Шешковского были розги и кнут. По приблизительному подсчету он лично высек не менее 2 тыс. человек.[11] В начале своего существования Тайная экспедиция не располагала тайными агентами, но она активно практиковала засылку надежных людей (лазутчиков) на публичные сборища для подслушивания разговоров. Основные материалы для работы тайная полиция получала из доносов. Их содержание проверялось: вызывались и допрашивались свидетели, устраивались очные ставки, производились сопровождаемые обысками аресты. Конец XVIII века знаменателен созданием тайной агентуры – явлением для тех лет новым, но, как показало время, очень перспективным. Как и прежде инквизиционный процесс продолжает доминировать. Но телесные наказания уже практически не применяются. Но от подследственного прежде всего стали требовать раскаяния, превратившимся в высшую форму признания виновности под воздействием религиозного чувства. Следствие, особенно по политическим делам, протекало в обстановке большой секретности: у подследственных брались подписки о неразглашении ставших известными им следственных обстоятельств. Полицейские кадры в XVIII веке готовились в основном в стенах кадетских корпусов. (Первый в России Сухопутный шляхетский кадетский корпус открыт в 1732 году в Санкт-Петербурге.) Следует подчеркнуть, что, к сожалению, далеко не все выпускники рассматривали перспективу своего становления в роли профессиональных полицейских как наиболее престижную. Большинство привлекала военная служба (почет, высокое материальное вознаграждение, более широкие возможности карьерного роста). На следующей ступени неформальной “Табели о рангах” будущих профессий находилась гражданская административно-управленческая деятельность. Полицейское поприще, как правило, замыкало список желанных приоритетов. В силу этого к руководству полицейскими органами в то время нередко приходили лица, “отторгнутые” армией и управленческими структурами (нарушители, лентяи, посредственности и пр.), или заслуженные, опытные, пользующиеся авторитетом за прошлые подвиги “инвалиды” (офицеры, не способные к продолжению службы вследствие ранения или болезни, вышедшие в отставку по достижении предельного возраста и т.д.). Кадетские корпуса обеспечивали своим питомцам разностороннее, по тем временам энциклопедическое, образование, превращавшее их в универсальных управленцев. Таким образом, вторая половина XVIII в. знаменательна строительством новой системы государства
УСТАВ БЛАГОЧИНИЯ Начало формирования специализированных полицейских учреждений следует отнести к утверждению в апреле 1782 г. «Устава благочиния или полицейского». Конечно, Разбойный и иные приказы, сыскные канцелярии и другие ранее создававшиеся государственные учреждения в определенной степени были специализированы в правовом поле, но исполняли полицейские функции параллельно с судебными или иными из той же юридической сферы. А вот первые специализировавшиеся в основном на реализации полицейских функций органы поддержания правопорядка появляются только после утверждения вышеназванного устава. Наиболее всего способствовало выделению полицейских функций в качестве самостоятельных восстание 1773-1775 гг. под руководством Е.И. Пугачева и ряд предшествующих выступлений. Дело в том, что подавление подобного рода выступлений чисто военными силами происходило, как правило, уже тогда, когда бунт входил в активную стадию и принимал серьезные масштабы. Применение военной силы дорого обходится государству, но при отсутствии развитых полицейских структур вести какую-либо профилактику в этом направлении невозможно, равно как и пресекать бунты в зародыше. Восстание под руководством Е.И.Пугачева нанесло серьезный ущерб и стало сильным ударом по екатерининской России. Необходимость специализации ряда государственных институтов на реализации только полицейских функций стала очевидной. При императрице Екатерине II, в ходе реформ местного самоуправления (1775-1785 гг.), обсуждалась и система полицейского управления. С 1779 г. началась работа над проектом Устава о благочинии, которая была завершена в 1781 г. Главными источниками Устава стали: Учреждение о губерниях, материалы уложенной комиссии и иностранные полицейские нормы и правовые трактаты. Предполагалось создать в городах полицейские органы для охраны благочиния, покоя и добронравия. 8 (19) апреля 1782 г. Устав был утверждён. Он состоял из 274 статей и разделялся на 14 глав. Устав регламентировал структуру полицейских органов, их систему и основные направления деятельности, содержал перечень наказуемых полицией деяний. С 1782 г. стали создаваться Управы благочиния, которые должны были сохранять в городах «благочиние, добронравие и порядок». То есть, с этого момента одновременно с выделением полицейских функций в качестве самостоятельных происходит и разделение полиции на городовую и уездную. В Москве и Санкт - Петербурге городовую полицию возглавили обер-полицмейстеры, одновременно руководившие Управами благочиния в качестве председателей этого общегородского полицейского учреждения. В состав управы также входили два пристава. Один из них вел гражданские дела, а второй - уголовные. Местное купечество так же представляло в управу ратманов - своих выборных уполномоченных. Задачи, которые были поставлены перед Управами благочиния, самые что ни на есть полицейские. Это - поддержание общественного порядка и спокойствия в городе, принуждение жителей к исполнению законов, постановлений городских властей и решений судов, контроль за городским благоустройством и торговлей. В губернских городах подобные управы возглавили полицмейстеры или обер - коменданты. Город, в котором насчитывалось более 4 тыс. дворов делился на части (от 200 до 700 дворов в каждой) во главе которых были поставлены частные приставы. Частный пристав имел свою канцелярию, которая в обиходе именовалась просто «частью», «частным» или «съезжим» домом. В «Уставе благочиния» полицейские должности были выстроены в соответствии с «Табелью о рангах». Полицмейстер в губернском центре имел служебный «потолок» на уровне чиновника шестого класса, что соответствовало гражданскому чину «коллежский советник» или армейскому чину «полковник». Титуловать его полагалось «Ваше высокоблагородие», и он имел личное дворянство по службе. У частного пристава потолком был девятый класс - либо «титулярный советник», либо «штабс-капитан». Ему также полагалось личное дворянство и титулование «Ваше высокоблагородие». Квартальные надзиратели имели «потолок» десятого класса - либо «колледжский секретарь», либо «поручик». Личного дворянства им не полагалась, но почетное гражданство они имели, а титуловать их полагалось «Ваше благородие». «Часть» исполняла типично полицейские функции, характерные и для сегодняшнего дня. Разумеется, прежде всего, ведала охраной «тишины и спокойствия». Кроме того, одной из функций «части» была борьба с пожарами (пожары вызвали к жизни необходимость создания при «частях» специальных команд). Непосредственные жизненные ситуации заставили городовую полицию заниматься осмотром, перевозкой и даже захоронением неопознанных трупов, решать проблемы устройства подкидышей, надзирать за деятельностью трактиров, ресторанов, гостиниц и публичных домов, торговых точек. Параллельно с разрешением вышеперечисленных проблем на «части» легло конкретное исполнение судебных решений. Вели «части» и упрощенное судопроизводство по мелким гражданским делам, причем, это судопроизводство велось только устно. Сам суд именовался словесным, судья избирался горожанами. Из «Устава благочиния или полицейского» 8 апреля 1782 г. ... Управа благочиния долженствует, во-первых, иметь бдение, дабы в городе были сохранены благочиния, добронравие и порядок; второе, чтоб предписанное законами полезное повсюду в городе исполняемо и сохраняемо было; в случае же нарушения оных управа благочиния по состоянию дела, несмотря ни на какое лицо, всякого должно приводить к исполнению предписанного законами; и третье - управа благочиния одна в городе право имеет приводить в действие повеления правления, решения палат и прочих судов ... Таким образом, «части» становились основным структурным звеном в городовой полиции. В то же время возникло и низовое звено, деятельность которого вполне сопоставима с деятельностью сегодняшних участковых уполномоченных милиции. Речь идет о квартальных надзирателях и их помощниках - квартальных поручиках. В этот же период лично императрицей Екатериной II были установлены конкретные морально-этические нормы, которыми должна руководствоваться полиция. В качестве наказа под названием «Зерцало управе благочиния». Так, городовой полицейский должен был в необходимых случаях помогать всем без исключения («с пути сошедшему укажи путь», «буде и скотина злодея споткнется, подними её»), следить за соблюдением семейно-этических норм («жена да прилепится к своему мужу»), бороться с нетрезвым образом жизни («всем и каждому воспрещается пьянство»). Управы благочиния, как судебно-полицейские органы, имели очень широкие функции и носили военизированный характер. Личный состав комплектовался из армейских офицеров и нижних чинов старшего возраста, которые по каким-либо причинам или по состоянию здоровья не могли продолжить армейскую строевую службу. В этот период ещё не была введена специальная форма для полиции. Поэтому за бывшими армейскими чинами, перешедшими на полицейскую службу сохранялся их армейский чин и мундир того полка, в котором они проходили службу. Финансирование и материально-техническое обеспечение таких перешедших из армии полицейских также сохранялось за их прежним полком. Управы благочиния просуществовали практически до конца восемнадцатого столетия. Они были слиты в итоге с городскими сословными учреждениями (думами), существовали в этом качестве до 90-х годов.
Устав вводил должность частного маклера, который контролировал наем рабочей силы, условия найма, регистрировал наем. Аналогичная должность учреждалась для контроля за обращением недвижи- мостей. По мелким уголовным делам полиция осуществляла суд. В отдельных частях города создавались словесные суды для решения устных жалоб по гражданским делам и для примирительных решений. перечислял ряд правонарушений и санкций, относящихся к ведению полицейских органов: 1) действия, связанные с непослушанием законам или решениям полицейских властей; 2) действия, направленные против православной веры и богослужения; 3) действия, нарушающие общественный порядок, охраняемый полицией; 4) действия, нарушающие нормы благочиния (пьянство, азартные игры, брань, непотребное поведение, самовольная застройка, недозволенные представления); 5) действия, нарушающие порядок управления или суда (взяточничество); 6) преступления против личности, имущества, порядка и др. Полиция могла применять санкции только за некоторые правонарушения из перечисленных сфер: ведение споров против православия, несоблюдение воскресных и праздничных дней, передвижение без паспорта, нарушение правил маклерского посредничества, неразрешенное ношение оружия, нарушение таможенных правил и некоторые имущественные преступления. В большинстве других случаев полиция ограничивалась проведением предварительного следствия и передачей материала в судебные инстанции. По политическим преступлениям полиция следствия не проводила — это была компетенция других органов. Наказания, применяемые полицией, были следующими: штраф, запрещение определенной деятельности, порицание, арест на несколько суток, заключение в работный дом.
|
|
| |