roni | Дата: Понедельник, 26.11.2012, 12:48 | Сообщение # 1 |
GTAIV FUN
Группа: Администраторы
Сообщений: 183
Статус: Offline
| Вопрос №3 Право собственности по СП. Общинная собственность. Аллод. В этот период у франков существует вполне развитая частная, свободно отчуждаемая собственность на движимое имущество. Но такой собственности на землю, за исключением приусадебных участков, «Салическая правда» еще не знает. Основной земельный фонд каждой деревни принадлежал коллективу ее жителей — свободных мелких земледельцев, составлявших общину. По данным древнейшего текста «Салической правды», франкские общины представляли собой очень разные по размеру поселения, состоявшие из родственных семей. В большинстве случаев это были большие (патриархальные) семьи, включавшие близких родственников обычно трех поколений — отца и взрослых сыновей с их семьями, ведущих хозяйство совместно. Но появлялись уже и малые, индивидуальные семьи. Дома и приусадебные участки находились в индивидуальной собственности отдельных больших или малых семей, а пахотные и иногда луговые наделы — в их наследственном пользовании. Однако право свободно распоряжаться наследственными наделами принадлежало только всему коллективу общины. Индивидуально-семейная собственность на землю у франков в конце V и в VI в. только зарождалась. Об этом свидетельствует IX глава «Салической правды» — «Об аллодах», Община «Салической правды» представляла собой в V—VI вв. переходный этап от большесемейной «земледельческой» общины (где сохранялась коллективная собственность рода на всю землю, включая и пахотные наделы больших семей). К соседской общине-марке, в которой уже господствует индивидуальная собственность малых семей на надельную пахотную землю при сохранении общинной собственности на основной фонд лесов, лугов, пустошей, пастбищ и пр. В конце VI в. под воздействием имущественного расслоения и ослабления родовых связей наследственный надел свободных франков превращается в индивидуальную, отчуждаемую земельную собственность отдельных малых семей — аллод. Ранее, в «Салической правде», этим термином обозначалось всякое наследство: применительно к движимости аллод в ту пору понимался как собственность, но применительно к земле — только как наследственный надел. Но в эдикте короля Хильперика (561—584) во изменение главы «Салической правды» «Об аллодах» было установлено, что в случае отсутствия сына землю могут наследовать дочь, брат или сестра умершего, но «не соседи», т. е. община. Земля становится объектом завещаний, дарений, а затем и купли-продажи, другими словами, превращается в собственность общинника. Это изменение носило принципиальный характер и вело к дальнейшему углублению имущественной и социальной дифференциации в общине, к ее разложению. По словам Ф. Энгельса, «аллодом создана была не только возможность, но и необходимость превращения первоначального равенства земельных владений в его противоположность». Община сохраняется, но ее права теперь распространяются лишь на не поделенные угодья (леса, пустоши, болота, общественные выпасы, дороги и т.п.), которые продолжают оставаться в коллективном пользовании всех ее членов. К концу VI в. луговые и лесные участки нередко также переходят в аллодиальную собственность отдельных общинников. В ходе становления аллода большая семья все больше уступает место малой индивидуальной семье, состоящей из родителей и детей. Меняет свой' характер и община. Из коллектива больших семей она к концу: VI в. превращается в объединение индивидуальных семей, владеющих аллодами, — соседскую общину или общину-марку. Она представляет собой последнюю форму общинного землевладения, в рамках которой завершается разложение первобытнообщинного строя и зарождаются классовые феодальные отношения.
Вопрос №4
Система преступлений и система наказаний по СП Большая часть статей в Салической правде посвящена, если использовать современную терминологию, преступлениям и наказаниям. Под деликтом – преступлением понимается, прежде всего, обида, вред, причинённый личности или имуществу другого, и нарушение «королевского мира». Соответственно под наказанием понимались возмещение, компенсация за эту обиду или вред. Главная цель композиции, штрафа, у германцев – предотвращение прямых боевых действий, кровной мести, дальнейшей междоусобицы, вражды между кланами, дворами, родами и пр., возникающей вследствие «нарушения чести». В Салической правде выделяется ряд правонарушений, приближающихся к понятию преступления в собственном смысле слова, уже упоминаются наказания в виде государственной кары за содеянное, например, за должностные преступления графа, если он «осмелился взять что-нибудь сверх законного» при взыскании долга или отказался восстановить «справедливость и правосудие». Характерно и наказание за эти преступления – смертная казнь, если он не смог «выкупить себя за столько, сколько следует». Содержатся в салической правде и косвенные указания на воинские преступления, например дезертирство. Простое оскорбление словом «дезертир» (XXX, 6) влекло за собой штраф. Говоря о наказаниях в Салической правде, следует отметить чётко выявившуюся тенденцию почти полной замены штрафами всех старых наказаний родового строя. Штраф должен был предотвратить самосуд, затяжные распри. Некоторые статьи Салической правды прямо пресекали самосуд, например, наказывалась попытка самовольно увести чужой скот, причинивший потраву полю (IX, 5), отобрать своё животное у владельца без суда при «преследовании по следу» вора (XXVII, 1) и др. Салическая правда знает и такой вид наказания, как изгнание из общины или объявление человека вне закона (V, 2). Такому человеку нельзя было давать пищу и приют, даже жена и родители штрафовались за помощь ему. Смертная казнь через повешение, колесование применялась в качестве наказания в Салической правде в основном к рабам. Она прямо предписывалась в редких случаях за преступления, совершённые свободными, например при поджоге и неявке после вызова на суд без уважительных причин (XVI, 1 приб. 1), При вышеуказанных преступлениях графа и др. Коллективная ответственность рода сохранялась наряду с коллективной ответственностью общины. При всех имущественных преступлениях наряду со штрафом требовалось возмещение стоимости украденного и других убытков. О простом возмещение убытков речь шла, в частности, при убийстве или избиении раба. Этот убыток расценивался в 1 и 1/3 сол., если раб после побоев в течение 40 дней оставался неработоспособным. При нанесении телесных повреждений свободному, наряду со штрафом, преступник должен был возместить расходы на лечение. В салической правде существовало понимание форм вины: умысла и неосторожности, покушение на преступление, соучастия, обстоятельств, отягчающих или смягчающих преступление. Так, при «небрежном» причинении свободным вреда животному другого человека по Салической правде следовало простое возмещение ущерба его хозяину. Обстоятельством же, смягчающим вину, было здесь признание лица причинившего вред. Злой умысел, вред, причинённый «по вражде или коварству», влекли за собой более высокий штраф. В то же время Салическая правда знала ответственность без вины, когда, например, наказывались «скопом» все присутствующие на месте насилия над женщиной, если они были на месте и не знали о насилии (XIII, 10, приб. 5). Соучастник, покушавшийся на преступление, наказывался, как правило, менее строго, чем исполнитель преступления. Вместе с тем подстрекающий к краже или убийству с помощью подкупа наказывался строже, чем исполнитель преступления (XXVIII, 1-3). Одним из обстоятельств, отягчающих преступление, было нарушение общепризнанных понятий чести – нападение на спящего, женщину, ребёнка, надругательство над трупом. Ограбление могилы наказывалось штрафом в 200 сол., в то время как открытое нападение на свободного франка с целью ограбления – в 63 сол. За убийство свободного франка по Салической правде полагался значительный вергельд, равный 200 сол. Меньшим был вергельд за галло-римлянина, если он не был приближённым короля. Вергельд за убийство франка, находящегося на королевской службе, утраивался. Так, за убийство графа, королевского должностного лица полагался вергельд, равный 600 сол. Вергельд понижался до 300 сол., если граф был из полусвободных литов или рабов короля. Многократно увеличивался вергельд за жизнь королевского дружинника во время военных походов, а также за убийство представителя духовенства. За убийство священника уплачивался вергельд в 600 сол., за убийство епископа – 900 сол. В Салической правде подробно перечисляются и различные виды телесных повреждений, побоев, оскорблений словом, или действием. Штрафы за нанесение телесных повреждений варьировались от 9 до 200 сол., 200 сол. следовало за кастрацию человека; 100 сол. полагалось за ряд увечий, нанесённых одновременно, и за повреждение языка, лишившее человека способности говорить. По Салической правде простое оскорбление свободного франка словом – уродом, зайцем, волком, лжецом и другими обидными прозвищами наказывалось штрафом в 3 сол., действием – в 15 сол. В преступлениях против собственности содержится, прежде всего, длинный ряд статей, касающихся краж различных домашних животных, воровства в поле, в саду. При этом по Салической правде различались кражи, совершённые свободными или рабами, со взломом, подделкой ключей или без таковых, одного или нескольких животных. Учитывалось также, оставались ли у хозяина другие животные, их возраст и пол, была ли, например, свинья супоросая или нет. Вместе с тем в Салической правде устанавливались наказания и в общей форме, в зависимости от стоимости похищенного имущества или от того, была кража простая или квалифицированная. Соответственно различались три вида краж: на сумму от 2 до 40 динариев, на сумму свыше 40 динариев и кража со взломом или подделкой ключей. Для свободных во всех случаях устанавливался штраф соответственно 15, 35 и 45 сол., рабы же присуждались в первом случае к возмещению ущерба и 120 ударам плетью, во втором – к кастрации или штрафу, в третьем – к смертной казни. Салической правде были известны и такие преступления, как кража свободных людей (XX, 9), кража рабов (XX, 10), которая приравнивалась к краже коня или упряжного животного, поджог дома, амбара, риги, разрушение чужого дома, поломка изгороди, самовольное использование чужой вещи. Особую группу составляли преступления против нравственности. Сюда относились по Салической правде такие преступления, как «насилие над свободной девушкой», караемое штрафом в 63 сол., сожительство с ней «по её доброй воле», караемое штрафом в 45 сол. Для сравнения можно указать, что оскорбление женщины словами «пособница ведьмы» наказывалось почти в три раза большим штрафом, чем насилие над ней. Раб, «причинивший насилие чужой рабыне», после которой наступила её смерть, кастрировался или уплачивал 6 сол.1
Вопрос №5
3.5. Суд. Судебный процесс.
Высшая судебная власть принадлежала монарху. Он осуществлял ее вместе с представителями знати. Королевский совет рассматривал опасные правонарушения.
Основной судебным учреждением государства, где рассматривалась большинство дел, были "суды сотни". Их форма на протяжении нескольких веков не претерпела серьезных изменений. Но постепенно судебная власть сосредоточивается в руках феодалов. Сначала граф, центенарий или викарий только созывали Мальберг - собрание свободных людей сотни, выбирали из своей среды судей-рахинбургов. Суд проходил под руководством выборного председателя - тунгина. В его состав избирались, как правило, состоятельные, почтенные люди. Но на судебном заседании должны были присутствовать все свободные и полноправные жители (взрослые мужчины) сотни. Уполномоченные короля лишь следили за правильностью судопроизводства.
Постепенно люди короля (его уполномоченные) становятся председателями судов вместо тунгина. Каролинги завершили этот процесс. Их посланцы - миссии получили право вместо рахинбургов назначать членов суда-скабинив. Обязанность свободных людей присутствовать на суде был отменен.
Дальнейшее развитие феодализма привел к радикальным изменениям всей судебной структуры. Сеньоры - иммунисты расширяют свои права в области суда над крестьянами, которые проживали в их владениях. Приобретают черты иммунитета и судебные полномочия должностных лиц, а также высших иерархов церкви. Юрисдикция церкви распространялась не только на духовенство, но и на некоторые категории светских людей, вдов, сирот, вольноотпущенников. Все эти лица находились под защитой церкви. Судебный процесс можно было начинать только по инициативе потерпевшего. Он был обязан дать доказательства совершенного, привести соприсяжных, которые могли бы подтвердить его хорошую репутацию. Для проверки истинности показаний обвиняемого разрешалось применять "суд божий" (ордалии) - испытание раскаленным железом или укропом. Состоятельный франк мог откупиться от "суда божьего". Треть всех судебных штрафов шла в пользу короля.
Процесс по "Салической Правдой" носил состязательный характер, основными чертами которого были:
а) осуществление гражданского и уголовного процесса в одинаковых формах; б) возбуждение дела только по инициативе истца или пострадавшего; в) равные права сторон и проведения процесса в виде состязания сторон; г) строгое соблюдение установленных процессуальных форм (формализм). Процесс начинался с вызова в установленной форме и при свидетелях обвинителем обвиняемого. Неявка любой из сторон на процесс наказывалась штрафом. От штрафа освобождался только тот, кто подавал уважительной причине для неявки (королевская служба, болезнь, смерть кого-то из близких).
Рассмотрение начинался с выслушивания обвинителя, который должен был выражать обвинения в строго установленной форме, что позволяло обвиняемому ответить только "да" или "нет". В случае положительного ответа обвиняемого суд сразу выносил решение. В противном случае судья решал вопрос о порядке предоставления доказательств.
Доказательством факта совершения преступления свободным человеком была задержка преступника на месте преступления, его собственное признание и показания свидетелей. Для того, чтобы снять с обвиняемого обвинения, "Салическая Правда" предусматривала три вида доказательств: спивприсяжнисть, показания свидетелей и ордалии ("суд божий"), в форме испытания "котелком", напоминая при этом "другие законные средства" доказывания.
Самым распространенным видом доказательств была спивпрйсяжнисть, применявшаяся для подтверждения присяги (клятвы) обвиняемого в том, что он не совершал того, в чем его обвиняют, соприсяжных - это обычно родственники, друзья или соседи обвиняемого, которые на отличий) от свидетелей не были очевидцами факта , а лишь "свидетелями доброй славы" обвиняемого. По Салической Правдой должно было быть 12 соприсяжных.
Своей присягой, которая осуществлялась в строго определенной, форме, нарушение которой вело к проигрыванию дела, они подтверждали, что обвиняемый в силу присущих ему качеств не мог поступить приписываемых ему деяний, и не может быть сомнений в честности и правдивости его присяги.
Лжесвидетельство, также как и отказ свидетеля явиться в суд, наказывались штрафом в размере 15 солидов.
Распространенным видом доказательства были ордалии ("суд божий"), при которых преступление устанавливался с помощью божественной силы бога, как бы указывал преступника ("бог шельму, метит"), часто для этого использовались огонь, кипяченая вода и железо. Правда знает лишь один вид ордалии - испытания "котелком" - то есть с помощью кипящей воды. Испытания заключалось в том, что руку обвиняемого опускали в котел с кипящей водой и затем завязывали, приложив к повязки печать. По истечении трех дней ее решали, и, если на руке не было ожога, то обвиняемый считался не совершал преступления, в котором его обвиняли.
Основным средством получения признания при обвинении рабов было пытки.
Если обвиняемый согласен с приговором суда, ему давался льготный срок для уплаты штрафа, по истечении которого в случае неуплаты штрафа истец (обвинитель) обращался за помощью графа. Последний вместе с 7 рахинбургов должен был отправляться к дому обвиняемого и конфисковывать его имущество на сумму, которую он должен был оплатить. В случае несогласия обвиняемого с решением суда рахинбургов, обвиняемый снова вызывался в сотенный суд через 40 дней, а затем, в случае его неявки или отказа исполнить приговор, обвинитель должен был в течение 14 дней вызвать его на суд короля. Вызов на суд короля также осуществлялся в строго установленной форме. В случае неявки на суд короля или отказа выполнить его решение, король обьявляв обвиняемого вне закона. После этого и сам виноват, и все его имущество становилось собственностью истца. По другому закрепляет Салическая Правда право на землю, которой владела семья, различая приусадебный участок, пахотную землю, луга, леса. Здесь многократно упоминается огороженный участок, при этом предусматривается значительный штраф за поджог и разрушение ограждения
|
|
| |