roni | Дата: Пятница, 23.11.2012, 13:17 | Сообщение # 1 |
GTAIV FUN
Группа: Администраторы
Сообщений: 183
Статус: Offline
| Вопрос 1 «Большой Наказ императрицы»14 В качестве руководящего документа работы «Уложенной комиссии» Екатерина написала специальный Наказ. «Большой наказ императрицы» (его официальное название) стал ярчайшим образцом официального просветительства, над которым Екатерина II трудилась более двух лет. Он был проникнут духом либерализма и составлялся под влиянием трудов Монтескье «О духе законов», Беккариа «О наказаниях и преступлениях» Гельвеция и других французских просветителей. Основной текст «Наказа» содержит 20 глав, поделенных на 546 статей, из которых 245 – заимствованы из произведений Монтескье и 106 – из Ч. Беккариа. Яркое подтверждение тому посвященное изданию «Наказа» письмо Екатерины II к Д, Аламберу: вы «увидите, как там я на пользу моей империи обобрала президента Монтескье, не называя его».15 Кроме того императрица использовала труды немецких ученых Бильфельда и Юста, а также русское законодательство. «Наказ» исходил из положения о том, что верховная власть «сотворена для народа» и действует «к получению самого большего от всех добра».
Составительница наказа считала, что для успешного проведения реформ необходимо предоставить гражданские права прежде всего «самому правящему классу», каким было дворянство. Поэтому отныне дворяне получали жалование, сверх того, что подобается им на службе, дворяне пожизненное освобождались то смертной казни, телесных наказаний и прочих насильственных действий, имение дворянина не подлежало конфискации, кроме как за государственные долги, решение суда по делу дворян не приводилось в исполнение без благословения императрицы.
В «Наказе» впервые для русского человека декларировались равенство всех перед законом, его политическая свобода, недопустимость насилия и жестокости над ним и т.д.
В своих рассуждениях Екатерина II исходит из убеждения, что Россия – европейская страна, и что ее размеры обусловили единственно приемлемую для нее форму правления в виде абсолютной монархии. В «Наказе» самодержавная форма власти обосновывалась как наиболее приемлемая для России «ввиду обширного пространства Империи и разнообразия ее частей».16 Екатерина отметила: «Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть не может действовать сходно с пространством столь великого государства… Всякое другое правление не только было бы для России вредно, но и разорительно».17 Целью самодержавия императрица объявила благо всех подданных. Девизом «Уложенной комиссии» были слова: «Блаженство каждого и всех». Свобода граждан, или, как ее называла Екатерина, вольность, «есть право делать то, что законы дозволяют». Таким образом, равенство людей понималось как право каждого сословия овладеть дарованными ему правами: для дворян свои установления, для крепостнх – свои. Гарантией от превращения неограниченной монархии в тиранию могли бы служить органы управления, стоящие между народом и верховной властью и действующие на основе законности. Однако сами эти органы должны были создаваться и действовать по воле самодержца.
Также Екатерина II понимала, что в более глубоких изменениях нуждалась и судебная система. «Наказ» отвергал пытки, ограничивал применение смертной казни, предлагал отделить судебную власть от исполнительной, высказывался в пользу веротерпимости, против рабства, за распространение просвещения между людьми, за подчинение жизни общества и государства разумным и гуманным законам.
Был упомянут в «Наказе» и вопрос крепостного права. Екатерина, воспитанная на идеях Просвещения, отрицательно относилась к крепостному праву, видя в нем «человеческому роду нестерпимое положение». Она также понимала, что освобождения крестьян требует хозяйственный прогресс. Робкие пожелания выдвигались относительно того, чтобы «учредить нечто полезное для собственно рабов имущества», ибо «не может земледельство процветать тут, где никто не имеет ничего собственного»18.
В манифесте по случаю своего вступления на престол царица заявила: « Намерены мы помещиков при их имениях и владениях ненарушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать» Это объяснялось, по-видимому, стремлением Екатерины заручиться поддержкой дворянства. В первоначальном проекте «наказа» даже говорилось о необходимости смягчить положение крепостных и предоставить им право собственности на имущество. В окончательный вариант эти слова не попали. И даже в «Наказе» вопрос крепостничества оказался весьма противоречивым.
Первое издание «Наказа» вышло в 1776 г. Он издавался 7 раз общим тиражом около 5 тыс. экземпляров и приобрел широкую известность не только в России, но и далеко за ее пределами.
Екатерине, однако, не всегда удавалось приспособить идеи просветителей к русской действительности и преодолеть противоречия между реалиями феодальной структуры общества и по сути буржуазными догмами, исповедавшимися деятелями Просвещения. Так, вспомним идеи, воспринятые еще не будучи императрицей Екатериной II из сочинений французских философов-просветителей и записанные ею в дневнике (см. введение): «Наказ» постулировал «Блаженство каждого и всех», а также провозглашал, что равенство граждан всех состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам», в то время как эти постулаты противоречили сословному строю.
Нельзя не отметить, что «Наказ» стал не только крупнейшим актом государственной политики и законодательной доктрины своего времени, но и своеобразным выражением теории и политики «просвещенного абсолютизма». Французские мыслители после прочтения «Наказа» говорили, что разработанное императрицей пособие по составлению законов, в котором провозглашались нравственные и правовые принципы законотворчества, сделают ее имя «Надеждой человечества».19Частично это предсказание сбылось. Весь этот документ был пронизан самыми возвышенными и романтическими идеалами и был с восторгом принят россиянами. После ознакомления с наказом государыни очарованные депутаты постановили преподнести Екатерине II Алексеевне титул «Великой и Премудрой матери Отечества». Узнав об этом, Екатерина возмутилась: «Я им велела делать рассмотрение законов, а они делают анатомию моим качествам».
После роспуска «Уложенной комиссии» идеи «Наказа» не были забыты, их можно проследить и в «Учреждении о губерниях», и в «Жалованных грамотах» дворянству и городам, принятых после подавления крестьянских восстаний под предводительством Е. И. Пугачева.
Уложенная комиссия в количестве 572 человек собралась в Петербурге в 1767 г. В ее составе было 165 ( 33 представителей дворян, 208 жителей городов, 28 представителей правительственных учреждений, 42 однодворца, 74 казака и государственных крестьянина, 54 представителя народностей Севера, Сибири и Поволжья. Вскоре они ознакомились с Наказом Екатерины II, вернее, с тем, что от него осталось после редактирования этого документа ближайшим окружением императрицы. [1]
Уложенная комиссия начала заседание в Грановитой палате Московского Кремля летом 1767 г. На пятом заседании императрице был присвоен титул Великой, премудрой матери Отечества, что означало окончательное признание Екатерины II русским дворянством. [2]
Работа Уложенной Комиссии показала, что российское дворянство является наиболее консервативной частью общества и твердо стоит на страже своих интересов. И борьба с ними может закончиться потерей власти. Поэтому воспользовавшись началом войны с Турцией, Уложенная Комиссия 1768 г. была распущена. До сих пор в исторической литературе не смолкают споры, зачем Екатерине II понадобилось ее созывать. [3]
Действительно, Уложенная комиссия не выполнила главной задачи, ради которой была созвана: Уложение не было составлено. Оно и не могло родиться в стенах столь громоздкого учреждения, уж больно не компетентными ( в смысле юридической подготовки) были люди, избранные в комиссию. Историки и поныне не могут ответить, почему императрица доверила составление Уложения выборным депутатам, а не компетентным чиновникам, как это сделал Николай I. Такое решение Екатерины представляется тем более странным, что она многократно подчеркивала огромную роль законотворчества и законодательства как в личной жизни, так и в жизни страны. [4]
Положения проекта Уложенной комиссии были использованы Екатериной II. Они нашли отражение в Манифесте 28 июня 1782 г., которым было закреплено право собственности на землю и недра. [5]
Третья особенность Уложенной комиссии 1767 - 1768 гг. состояла в наличии наказов депутатам, составленных участниками их выборов - в наказах отражены сословные требования избирателей. [6]
С трибуны Уложенной комиссии и в публицистических сочинениях Щербатов развивал два тесно связанных тезиса: необходимость сохранить господствующее положение в обществе дворян и оставить неизменными крепостнические порядки. [7]
Третий итог деятельности Уложенной комиссии состоял в укреплении положения Екатерины на троне - она остро нуждалась в опровержении репутации узурпатора престола. [8]
В итоге в Уложенную комиссию было избрано около 450 депутатов, из коих 33 % составляли выборные от дворянства, 36 % - выборные от горожан, около 20 % - выборные от сельского населения, 5 % - правительственные чиновники. Если учесть, что чиновники являлись дворянами, а некоторые города и государственные крестьяне избирали депутатами дворян, то удельный вес дворянства в Уложенной комиссии, составлявшего 0 6 % населения страны, значительно повысится. [9]
Советская историография объясняла бесплодность Уложенной комиссии тем, что в выступлениях некоторых депутатов раздавались голоса в защиту крестьян, вызвавшие страх у императрицы. Именно поэтому она отказалась от возобновления работы комиссии. Однако подлинная причина отказа Екатерины от возобновления деятельности Уложенной комиссии состояла в том, что составительница Наказа с большим опозданием убедилась в игнорировании ею реальных условий жизни российского общества, не созревшего для восприятия идей просветителей. Не случайно в депутатских наказах и в выступлениях депутатов лишь изредка обнаруживаются ссылки на Наказ Екатерины: идеи Наказа Екатерины не нашли понимания ни в выступлениях депутатов, ни во мнениях населения, их избравших. [10]
В последующем, в ходе работы Уложенной комиссии 1767 - 1768 гг., права дворян были закреплены в Проекте о правах благородных, положенном в основу Грамоты на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства, подписанной Екатериной II 21 апреля 1785 г. Дворянам даровалось право создавать местные сословные организации ( губернские и уездные дворянские собрания), на которых избирались губернские и уездные предводители дворянства. Дворяне освобождались от обязательной службы, телесных наказаний, конфискаций, не могли быть лишены званий и прав без приговора дворянского суда, утвержденного верховной императорской властью. [11]
Значительно большим было влияние его выступлений в Уложенной комиссии, где он представлял интересы дворян Ярославского уезда. [12]
Постановление о поднесении императрице титула Матери Отечества, подписанное всеми депутатами Уложенной комиссии, имело огромное политическое значение. Это был своего рода акт коронации императрицы, совершенный не кучкой заговорщиков, возведших ее на трон, а представителями всех сословий страны. Эта акция подняла престиж императрицы как внутри страны, так и за ее пределами. [13]
Если объявление конкурса Вольным экономическим обществом, составление Наказа и созыв Уложенной комиссии должны были выражать намерения Екатерины, символизировать программу царствования, то на ее путешествие в Крым возлагалось как бы подведение итогов претворения этой программы в жизнь, показ цветущего состояния империи. По пышности и помпезности это путешествие не знало себе равных ни в предшествующее, ни в последующее время. Огромная территория от столицы империи до Крыма была превращена как бы в театральную сцену: ее устроителем являлся Григорий Потемкин, а зрительницей - Екатерина. [14] В контексте декларирования значения идей просветительства для государственного управления следует рассматривать так называемую Уложенную комиссию. До сих пор в исторической литературе не смолкают споры о том, зачем верховной власти понадобилось созывать Уложенную комиссию. Говорят, будто этот шаг был сделан под влиянием французских просветителей, что императрица устроила грандиозное шоу для. Евро-пы, дабы опровергнуть слухи о варварстве России, что Комиссия должна была ослабить социальное напряжение и расширить базу самодержавия В чем-то, вероятно, правы авторы всех этих предположений. [1] Как и Петр, Екатерина энергично и постоянно законодательствовала, ее перу принадлежат такие важнейшие акты царствования, как Наказ Уложенной комиссии, Учреждения о губерниях, Жалованные грамоты дворянству и городам, и многие другие. Но Екатерина сочиняла не только указы, манифесты и инструкции. [2] Вторая особенность екатерининской комиссии состояла в новшестве, неведомом предшествовавшим комиссиям: императрица составила Наказ с изложением своих взглядов на задачи Уложенной комиссии, которыми должны руководствоваться депутаты. Расхожее мнение о Наказе как компилятивном сочинении нуждается в уточнении. [3]
Отмена внутренних таможенных пошлин Основание Московского университета Участие России в Семилетней войне Манифест о вольности дворянства Царствование Екатерины II Секуляризация церковного землевладения Деятельность Уложенной комиссии Война России с Османской империей Победа русского флота в Чесменской бухте и русской армии при Ларге и Кагуле Первый раздел Речи Посполитой Учреждения для управления губерний Присоединение Крыма к России. [4]
Пугачев полковниктары / / Аризел, 1973, № 11; В а - л с е в Д.Ж. Наказ башкир Исетской провинции в Уложенную комиссию, представленный Базаргулом Юнаевым, как важный источник общественно-политической мысли / / Письменные памятники Башкирии. Пугачевский фельдмаршал / / Сохраним выцветшие строки. [5]
Новый подъем в развитии журналистики и журнальной полемики связан с попытками Екатерины II привлечь общество к обсуждению проблем внутренней и социальной политики, созывом Уложенной комиссии в кон. [6]
Кстати, этот тезис легко опровергается источниками: ни один из них не подтверждает критики купечеством крепостнических порядков, оно не противостоит дворянству, а требует предоставления себе дворянских привилегий, в частности главной из них - права владения крепостными крестьянами. Выступления купцов в Уложенной комиссии 1767 - 1768 гг. проходили, как лаконично сформулировал С.М. Соловьев, под лозунгом: дайте нам рабов. [7]
Одна из задач Уложенной комиссии, обозначенная в Манифесте 16 декабря, состояла в том, дабы лучше нам узнать быть можно нужды и чувствительные недостатки нашего народа. Наказы депутатам, а также прения в Уложенной комиссии дали на этот счет достаточный материал - они выполнили такую же роль во внутренней политике Екатерины II, какая выпала на долю шляхетских проектов в 1730 г., ставших программой действий правительства Анны Иоанновны. Комиссия уложения - писала Екатерина - быв в собрании подали мне свет и сведения о всей империи, с кем дело имеем и о ком пещись должно. Много лет спустя Екатерина возвратилась к оценке деятельности Уложенной комиссии: Теперь вы выскажите свои жалобы: где башмак жмет вашу ногу. [8]
Хорошо владел русским языком. Составил и представил в Уложенную комиссию наказ башкир Исетской провинции, в к-ром отстаивалось право на свободу вероисповедания, представительство башкир в органах власти и управления, большое внимание было уделено зем. Зауралья, участвовал в осаде Челябинска. Возведен Пугачевым в фельдмаршалы этой армии. После ухода Пугачева и его гл. [9]
Из выступлений и наказов депутатов Екатерина II смогла составить довольно ясное представление о позициях различных групп населения страны. Наказ Екатерины II и материалы Уложенной комиссии во многом предопределили законодательную практику императрицы. [10]
В конце царствования Елизаветы Петровны возглавил Уложенную комиссию; Александр Романович В. Был близок с А. Н. Радищевым и поддерживал с ним связь во время его опалы и ссылки; Семен Романович В. [11]
Начало царствования Елизаветы было ознаменовано стремлением к восстановлению петровских принципов. В конце царствования Елизаветы так называемой Уложенной комиссией был разработан проект, отражающий сословные чаяния дворянства, за которые оно боролось все послепетровское время. [12] Императрица без сомнения имела идеалы, стремления, правда, трудно сказать, превратились ли они у нее в прочные убеждения. Наглядным подтверждением сказанному служит история с Уложенной комиссией и Наказом, написанным Екатериной II для ее депутатов. [13]
Движение помещичьих крестьян активизировалось в связи с молвой о том, что наряду с манифестом о вольности дворянской будет обнародован и манифест об освобождении крестьян от помещиков. До деревни доходили слухи об обсуждении крестьянского вопроса в Уложенной комиссии и что он якобы решен в пользу крестьян. [14] Однако эта работа не прошла даром. Многие острые вопросы, в первую очередь, о положении крепостных крестьян, обсуждавшиеся в Уложенной комиссии, вышли за ее стены, стали предметом споров в обществе В итоге в Уложенную комиссию было избрано около 450 депутатов, из коих 33 % составляли выборные от дворянства, 36 % - выборные от горожан, около 20 % - выборные от сельского населения, 5 % - правительственные чиновники. Если учесть, что чиновники являлись дворянами, а некоторые города и государственные крестьяне избирали депутатами дворян, то удельный вес дворянства в Уложенной комиссии, составлявшего 0 6 % населения страны, значительно повысится. [2] Депутаты Большой комиссии распускались, доколе от нас паки созваны будут, но, закончив войну победным миром и подавив движение под предводительством Е.И. Пугачева, Екатерина так и не возобновила работу Уложенной комиссии. [3]
Главное заключалось все-таки не в недостатках Наказа, а в умонастроении самих депутатов. Заседания Уложенной комиссии больше всего напоминали горячий торг между дворянами, купцами и свободными крестьянами по поводу монополий на землю, предпринимательства, а главное, за право владения крепостными крестьянами. Неразвитость общественного сознания, попытки депутатов удовлетворить только практические нужды своего сословия ясно показали, что, консолидации сил, поддерживающих реформы, не получилось. Именно поэтому, воспользовавшись началом войны с Турцией, Екатерина II в декабре 1768 г. распустила Комиссию. [4] Повсеместно развивалось мелкотоварное производство. Этот вопрос обсуждался в Уложенной комиссии 1767 - 1768 гг., где отмечалось, что многие мастера занимаются своим ремеслом, не записываясь в цехи. [5] Работа Уложенной Комиссии показала, что российское дворянство является наиболее консервативной частью общества и твердо стоит на страже своих интересов. И борьба с ними может закончиться потерей власти. Поэтому воспользовавшись началом войны с Турцией, Уложенная Комиссия 1768 г. была распущена. До сих пор в исторической литературе не смолкают споры, зачем Екатерине II понадобилось ее созывать. [6] Одна из задач Уложенной комиссии, обозначенная в Манифесте 16 декабря, состояла в том, дабы лучше нам узнать быть можно нужды и чувствительные недостатки нашего народа. Наказы депутатам, а также прения в Уложенной комиссии дали на этот счет достаточный материал - они выполнили такую же роль во внутренней политике Екатерины II, какая выпала на долю шляхетских проектов в 1730 г., ставших программой действий правительства Анны Иоанновны. Комиссия уложения - писала Екатерина - быв в собрании подали мне свет и сведения о всей империи, с кем дело имеем и о ком пещись должно. Много лет спустя Екатерина возвратилась к оценке деятельности Уложенной комиссии: Теперь вы выскажите свои жалобы: где башмак жмет вашу ногу. [7] Советская историография объясняла бесплодность Уложенной комиссии тем, что в выступлениях некоторых депутатов раздавались голоса в защиту крестьян, вызвавшие страх у императрицы. Именно поэтому она отказалась от возобновления работы комиссии. Однако подлинная причина отказа Екатерины от возобновления деятельности Уложенной комиссии состояла в том, что составительница Наказа с большим опозданием убедилась в игнорировании ею реальных условий жизни российского общества, не созревшего для восприятия идей просветителей. Не случайно в депутатских наказах и в выступлениях депутатов лишь изредка обнаруживаются ссылки на Наказ Екатерины: идеи Наказа Екатерины не нашли понимания ни в выступлениях депутатов, ни во мнениях населения, их избравших. [8] Не прошло и трех месяцев после ее вступления на престол, как возвращенный из ссылки А. П. Бестужев-Рюмин услужливо выступил с инициативой поднесения ей титула Матери Отечества. Тогда императрица проявила благоразумие и отклонила это предложение, начертав на докладе Сената резолюцию: Видится мне, что сей проект еще рано предложить, потому что растолкуют в свете за тщеславие, а за ваше усердие благодарствую. Еще раз вопрос, как величать императрицу, возник в Уложенной комиссии, предложившей присвоить ей пышный титул Великой Екатерины, Премудрой и Матери Отечества. Екатерина в записке А. И. Бибикову по этому поводу кокетничала: Я им велела сделать русской империи законы, а они делают апологии моим качествам. В конечном счете она оставила за собой титул Матери Отечества, отклонив два других на том основании, что значение ее дел ( Великая) определит потомство, а Премудрой потому, что премудр один Бог. [9] Рейналя и др. Их идеи развивали применительно к российским условиям и потребностям многие писатели, публицисты, политические деятели. Во-первых, императрица Екатерина II, ряд ее приближенных использовали идеи Просвещения скорее для упрочения существующего в стране режима, путем его некоторой модернизации, обоснования незыблемости самодержавия, прав отдельных сословий. Именно в этом духе составлен Екатериной II ее Наказ Уложенной комиссии. [10]
В марте 1767 в Уфе на собрании поверенных от тептярей и татар - roc, крестьян Уфимской провинции был избран предводителем по выборам депутата в Уложенную комиссию 1767 - 69 ( депутатом стал писарь Мухаммсткарим Ибрагимов), составил сводный наказ. [11] Всего в Уложенную комиссию было избрано ок. [12] Одна из задач Уложенной комиссии, обозначенная в Манифесте 16 декабря, состояла в том, дабы лучше нам узнать быть можно нужды и чувствительные недостатки нашего народа. Наказы депутатам, а также прения в Уложенной комиссии дали на этот счет достаточный материал - они выполнили такую же роль во внутренней политике Екатерины II, какая выпала на долю шляхетских проектов в 1730 г., ставших программой действий правительства Анны Иоанновны. Комиссия уложения - писала Екатерина - быв в собрании подали мне свет и сведения о всей империи, с кем дело имеем и о ком пещись должно. Много лет спустя Екатерина возвратилась к оценке деятельности Уложенной комиссии: Теперь вы выскажите свои жалобы: где башмак жмет вашу ногу.
Вопрос 2
Документом, определившим направление новой губернской реформы стали "Учреждения для управления губерний Всероссийской империи" (1775 г.). Накануне реформы территория России разделялась на двадцать три губернии, шестьдесят шесть провинций и около ста восьмидесяти уездов. Проводимая реформа планировала осуществить разукрупнение губерний, их число было удвоено, через двадцать лет после ее начала число губерний достигло пятидесяти. Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам. В основу деления был положен чисто количественный критерий - численность населения. На территории губернии проживало около четырехсот тысяч душ, на территории уезда - около тридцати тысяч душ. Старые территориальные органы после ряда преобразований (изменения в статусе воевод проводились в 1728, 1730 и 1760 гг.) ликвидировались. Упразднялись провинции, как территориальные единицы. Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ общественного призрения. Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством, как и коллегиальный орган управления - нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два заседателя). Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений. В городах была учреждена должность городничего. Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору. Ему подчинялись губернаторы, он признавался главнокомандующим на своей территории, если там в данный момент отсутствовал монарх, мог вводить чрезвычайные меры, непосредственно обращаться с докладом к императору. Губернская реформа 1775 г. усилила власть губернаторов и а разукрупнив территории, упрочила положение административного аппарата на местах. С той же целью создавались специальные полицейские, карательные органы и преобразовывалась судебная система. Попытки отделить суд от администрации (на губернском уровне) делались еще в работе уложенной комиссии (1769 г.), на одном из заседаний было заявлено: "Лучше будет отделить совсем суд и расправу от государственных дел". Предполагалось создать четырехзвенную систему судов: уездные судные приказы - провинциальные судные приказы - губернские, апелляционные надворные суды или расправные палаты - Сенат (апелляционная инстанция). В городах предполагалось сохранить уездные и губернские суды магистратов. Планировалось также создание сословных судов для крестьян и земских мировых судов для дворян. Депутаты предлагали сделать судебное разбирательство гласным и открытым, однако выступили за создание определенно сословных судов. Это стремление сохранить сословную систему и принципы судопроизводства в конечном счете препятствовало отделению судебной функции от административной: защитить особый статус и привилегии дворянского сословия можно было только путем усиления административного вмешательства. Тем не менее, многие предложения, сделанные в ходе работы уложенной комиссии, вошли в практику и послужили основанием для реформистских преобразований 1775 г (в территориальном делении, судебной реформе) и 1784 - 1786 гг. (реформа коллегий). Еще в 1769 г. был подготовлен законопроект "О судебных местах", в котором регламентировались начала судебного права "просвещенного абсолютизма". Предполагалось установить несколько видов судов: духовный (по делам веры, закона и внутрицерковным делам); уголовный, гражданский, полицейский (по делам о благочинии); торговый (по купеческим и маклерским делам); военный: придворный (по уголовным делам придворных чинов); специальный (по таможенным делам). Уголовные, гражданские и полицейские суды предполагалось создать по территориальному принципу - земские и городские В городах, кроме того, должны были создаваться цеховые суды. Все суды входили в единую систему по трехзвенной соподчиненности - уезд - провинция - губерния. Судебные органы должны были получить право оценивать указы центрального управления с точки зрения государственного интереса. Земские и городские суды предполагалось сделать выборными, а судебное разбирательство гласным. Все выработанные комиссией предложения имели большое значение для судебной реформы 1775 г. В процессе этой реформы была сформулирована и упрочена сословная судебная система. 1. Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года Апелляционной инстанцией для уездных судов стал верхний земский суд, состоявший из двух департаментов, по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов. Верхний земский суд состоял из назначенных императором председателя и вице-председателя, избранных на три года дворянством десяти заседателей. 2. Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три года. Апелляционной инстанцией для городских магистратов были губернские магистраты, состоявшие из двух председателей и заседателей, избираемых из состава горожан (губернского города) 3. Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе, в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники. Апелляционной инстанцией для нижней расправы стала верхняя расправа, дела в которую вносились под денежный залог в течение недельного срока 4. В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных представителей (председателя и двух заседателей). дворян - по дворянским делам, горожан - по делам горожан, крестьян - по крестьянским делам. Суд носил характер примирительного суда, рассматривал гражданские иски, а также характер специального суда - по делам о преступлениях малолетних, умалишенных и делам о колдовстве 5. Апелляционный и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные палаты (по гражданским и уголовным делам). В компетенцию палат входил пересмотр дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате или верхней расправе. К апелляционной жалобе прилагался солидный денежный залог. 6. Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы. Реформа 1775 г сделала попытку отделить суд от администрации. Попытка не удалась: губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором. Председатели всех судов назначались правительством (представители сословий могли избирать только заседателей). Целый ряд дел рассматривался городскими полицейскими органами. Продолжала существовать и действовать вотчинная юстиция Система полицейского управления также обсуждалась в процессе работы уложенной комиссии и проект был закончен к 1771 г. Предполагалось создать полицейские органы в городах, как аппарат для охраны "благочиния, покоя и добронравия" Сфера полицейского воздействия охватывала различные недозволенные поступки и формы городской жизни нарушение порядка при богослужении, крестном ходе, проявление излишней роскоши, распутство, скорую езду, кулачные бои. Полиция подвергала цензуре книги и контролировала народные развлечения, чистоту города, рек, воды, съестных продуктов, наблюдала за порядком торговли, санитарным состоянием и пр. В обязанности полиции входили также организация городской стражи, борьба с бродягами и грабителями, пожарами, нарушителями спокойствия и тайными сборищами. Полиция принимала меры по обеспечению города продуктами питания, для соблюдения правил торговли на рынках, соблюдения мер и весов, правил содержания трактиров и наемных слуг. Наконец на полицию возлагались обязанности по контролю за архитектурной планировкой города, организацией праздников и налогообложением. Материалы, разрабатываемые в комиссии, легли в основу "Устава благочиния" 1782 г. По "Учреждению о губернии" 1775 г. предусматривалось создание специальных органов полицейского управления: нижних земских судов, возглавляемых земскими исправниками. С 1779 г. начинается работа над проектом "Устава о благочинии", которая была завершена в 1781 г. В 1782 г. Устав был опубликован. Он разделялся на четырнадцать глав, двести семьдесят четыре статьи. Устав регламентировал структуру полицейских органов, их систему и основные направления деятельности, перечень, наказуемых полицией деяний. Главными источниками Устава стали: "Учреждение о губернии", материалы уложенной комиссии и иностранные полицейские нормы и правовые трактаты. Органом полицейского управления в городе стала управа благочиния, коллегиальный орган в который входили: полицмейстер, обер-комендант или городничий, приставы гражданских и уголовных дел. выборные от граждан ратманы-советники. Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале - квартальный надзиратель. Все полицейские чины вписывались в систему "Табели о рангах". Руководство полицией возлагалось на губернские власти: губернское правление решало все вопросы о назначении и смещении полицейских должностей. Сенат контролировал полицейское управление в столицах. Главная задача полиции определялась как сохранение порядка, благочиния и добронравия. Полиция наблюдала за исполнением законов и решением местных органов власти, контролировала соблюдение церковных порядков, сохранение общественного спокойствия. Она наблюдала за нравами и развлечениями, принимала меры к сохранению "народного здравия", городского хозяйства, торговли и "народного продовольствия". Полиция пресекала мелкие уголовные дела, вынося по ним собственные решения, осуществляла предварительное следствие и розыск преступников. Устав вводил должность частного маклера, который контролировал наем рабочей силы, условия найма, регистрировал наем. Аналогичная должность учреждалась для контроля за обращением недвижимостей. По мелким уголовным делам полиция осуществляла суд. В отдельных частях города создавались словесные суды для решения устных жалоб по гражданским делам и для примирительных решений. "Устав благочиния" перечислял ряд правонарушений и санкций, относящихся к ведению полицейских органов. К ним правонарушениям относились: 1) действия, связанные с непослушанием законам или решениям полицейских властей; 2) действия, направленные против православной веры и богослужения; 3) действия, нарушающие общественный порядок, охраняемый полицией; 4) действия, нарушающие нормы благочиния (пьянство, азартные игры, брань, непотребное поведение, самовольная застройка, недозволенные представления); 5) действия, нарушающие порядок управления или суда (взяточничество); 6) преступления против личности, имущества, порядка и др. Полиция могла применять санкции только за некоторые правонарушения из перечисленных сфер: ведение споров против православия, несоблюдение воскресных и праздничных дней, передвижение без паспорта, нарушение правил маклерского посредничества, неразрешенное ношение оружия, нарушение таможенных правил и некоторые имущественные преступления. В большинстве других случаев полиция ограничивалась проведением предварительного следствия и передачей материала в судебные инстанции. По политическим преступлениям полиция следствия не проводила, это была компетенция других органов. Наказания, применяемые полицией были следующими: штраф, запрещение определенной деятельности, порицание, арест на несколько суток, заключение в работный дом. "Устав благочиния" фактически сформировал новую отрасль права - полицейское право.
|
|
| |